Отношения – хорошая вещь. Но отношения возможны только с хорошими людьми. Хорошие люди – это те, кто наши желания исполняют, то есть те, кто нам служит. Но опасность в том, что желания могут быть разные. Поэтому идеальный слуга – это тот, кто умудряется делать полезные вещи, но приятным для человека образом. На самом деле это наша природа. Если это наша природа, то почему так сложно заниматься служением? Оказывается, есть якорь. Что это за якорь? Якорь – это неправильное использование свободы. Человек выбрал этот мир, посыпал себя порошком – материальной энергией, и его сознание, которое было устремлено к служению, остановилось на служении самому себе.
Служение самому себе представляется в форме шести врагов. Давайте познакомимся с этими врагами. Что делают эти враги? Они разрушают процветание, отношения и духовное сознание. Разрушают процветание, то есть лишают человека его богатств, оставляют его в одиночестве, разрушают его духовное сознание. Поэтому их называют врагами.
А самый опасный враг – это тот, который прикидывается другом. Потому что если враг идет с той стороны с суровым лицом, с автоматом, с копьем, еще с чем-нибудь, то понятно – это враг его надо бояться, с ним надо сражаться.
Но когда друг, который говорит: «Я к тебе хорошо отношусь, тебе будет хорошо, если ты будешь меня слушать», знаете, к нему изначально есть доверие. Если вас когда-нибудь предавали, то вы знаете, как это неприятно. Это вероломство называется. То есть когда вы доверяете человеку полностью, а он – раз, и «отломал» что-нибудь в самый неподходящий момент.
ВРАГ ПЕРВЫЙ – КАМА.
Кама – это широкое понятие, одно из значений которого – сильное желание удовлетворить потребности своих чувств и ума. Это очень сильное стремление, страсть, энергия. Это эмоция, направленная на то, чтобы чувства и ум были счастливы.
А что хотят чувства? Кушать, смотреть, ощущать касания, слушать, нюхать, бегать, прыгать. Вот это все хотят чувства. Очень сильно порой хотят.
Что хочет ум? Хочет быть особенным. Очень хочет, чтоб похвалили. Хочет, чтоб признали, что ты не такой, как все. Поэтому мы стараемся по-разному быть одеты. Чтобы было видно: ты не такой, как все. Ум хочет получить признание: ты необычный, супер, ты великий. Мы тебя любим.
И вот это желание чувств и желание ума является камой.
Есть такой роман «Парфюмер». Он мне понравился. Я увидел в нем философский смысл, который открывает природу любви, природу мирской любви. Герой этого романа родился в необычной ситуации: когда он был младенцем, его практически убили, но он все же выжил. И у него была особенность: он ничем не пах. Тело каждого из нас издает запах. Вот так пахнет – это врач, так – мать, а так – полицейский. Есть разные запахи. И люди, реагируя на запахи, видят для себя привлекательность одних людей или непривлекательность других. Вот этот нравится, этот не нравится, и формируется отношение. А этот ребенок не пах вообще. И он никому не нравился, начиная с его кормилицы. Она швырнула его тому, кто его принес, и сказала: «Он не пахнет, я не хочу его кормить, уберите его от меня».
Однако этот несчастный, не пахнущий никак ребенок обладал потрясающей способностью. Хотя он сам не пах, он мог чувствовать аромат каждого и мог этим ароматом наслаждаться. То есть просто олицетворение эгоизма. Другим – нет. Себе – да.
И вот он жил своей несчастной убогой жизнью и с талантом чувствовать запахи. Он стал развивать этот талант – учиться экстрагировать запахи из разных объектов. И однажды он почувствовал запах, который произвел в нем просто какой-то взрыв. Так пахла юная девушка. И он понял: «Вот что сделает меня привлекательным! Мне надо экстрагировать этот запах».
Дальше там страшная история. Он стал собирать привлекательных девушек в самом расцвете юности и экстрагировать из них запахи. Не экологичным способом, нет. Насобирал этот всепривлекающий запах и наполнил им баночку.
Однако люди узнали, каким образом он достиг своего успеха, и хотели его прилюдно казнить. В день смертной казни он побрызгал немножечко этого всепривлекающего запаха на себя. И вся собравшаяся толпа почувствовала этот аромат и сошла с ума. Она обалдела от этой привлекательности и устроила всеобщую оргию прямо там, на площади казни. Интересно, да? Вот такая любовь. Люди стали в буквальном смысле поглощать друг друга. А парфюмер смотрел с презрением на всю эту сцену и думал: «Вот ради чего вы живете». А потом он вылил весь бутылек на себя, и люди очень влюбились в него. Они набросились на него и буквально сожрали. Они разорвали его на куски и съели, прям с удовольствием. Понимаете?
То есть, когда любовь в разбавленном состоянии, нам кажется – ну это же чувства. Но когда ее сделали концентрированной, все вылилось в оргию. Получается, что концентрированная суть всей этой любви – это просто сожрать. Вот что значит кама – стремление сожрать, использовать других для своих чувств и ума. Когда человек ни в чем себе не отказывает, переедает, ведет беспорядочную половую жизнь, создает постоянно комфорт вокруг себя, тщеславен и стремится к тому, чтоб его прославляли, чтоб его выделяли. Ничего вам это не напоминает? Вот это и есть проявления камы.
Есть шлока на санскрите, очень интересная. Эта шлока говорит, что вожделение живет в человеке с момента его появления на свет и губит в нем все чувства, ум, жизнь тела, благочестие, терпение, рассудок, застенчивость, богатство, силу, память и правдивость. Вот такой это враг, который разрушает в человеке все добродетели, когда выходит из-под контроля.
Хочу процитировать знаменитого человека, маркиза Де Сада. Он говорил, что ничто так не мешает наслаждению, как любовь. Хорошая фраза. Он специалист. Он понимает, что ничто так не мешает вожделению, как любовь. То есть это – противоположные вещи. Вожделение разрушает в человеке способность жить для других.
Хорошая иллюстрация есть из эпоса «Рамаяна». Равана, отрицательный герой этого произведения, является олицетворением вожделения. Все у него было хорошо. Жил в золотом городе в буквальном смысле этого слова, на Ланке. Все было супер. И люди на Ланке его даже считали хорошим царем. Но у него была одна проблема: ему всегда всего было мало. И это неуемное вожделение проявилось в том, что он посягнул на энергию Бога. Он решил захватить все. И что же произошло с Раваной? Он все потерял. Потерял всю свою семью, город и самого себя. Каждый раз, когда он что-то терял, ему говорили: «Ты просто верни, зачем тебе, видишь, это горе тебе приносит.
Ты будешь жить как раньше, в своем золотом городе». Но он не соглашается и теряет все.
То есть, когда человек одержим камой, сильно одержим, он теряет разум, он ничего не соображает и совершает отвратительные поступки. И с точки зрения кармы за каждый поступок, за каждый взятый кусок наслаждения человеку придется отрабатывать. Это первый враг.
Олег Сунцов